История Квир кино: порнография и лесбиянки

Лесбийский секс и сексуальностьЛесбийское порно: ведь вам же этого хочется!

Официальное заявление: лесбиянки любят смотреть горячее лесбийское порно – это не только для мужчин. И почему тогда так мало по-настоящему сексуальных, сделанных лесбиянками, фильмов?! Ронет Коэн (Ronete Cohen) ведет свое расследование.

Мы можем иногда поглядывать в журнальчики для парней, лазать по порносайтам с домашнего компьютера, а то и набраться смелости взять порнушку в ДВД-прокате. Кто-то из нас даже делает порнофильмы самостоятельно. Но ясно одно: лесбиянки любят смотреть порно.

Онлайн-опрос журнала «ДИВА» показал, что вы скорее предпочитаете полагаться на эротику, чем на собственное воображение (3:2). 30% из вас любит почитать что-нибудь горяченькое, а 29% - посмотреть кино про секс: хардкор (14%), софткор (11%) или мейнстрим (4%).

Обложка журнала ДиваОнлайн-исследование, размещенное нами на британских лесбийских интернет-форумах, обнаружило, что ни одна из респонденток не настроена против порнографии. Все они пользовались порно, по крайней мере, иногда; половина опрошенных в принципе открыто признавала это, одна треть – только иногда, а остальные никогда не признавались в таком, потому что «друзьям это не понравится». Николя, одна из респонденток, признаётся, что ее возбуждает хардкор-порнография. Ее друзья, однако же, считают оскорбительным даже мягкое порно. «Я белая ворона или просто страдаю вуайеризмом? - спрашивает она, - Может, я просто отличаюсь от обычных лесбиянок?»

Однако же, обзоры существующих исследований журнала «Сексуальная терапия и терапия отношений» (Sexual and Relationship Therapy) показывают, что женщины, вне зависимости от их сексуальной ориентации, возбуждаются от просмотра гетеросексуального, лесбийского и гей-порно. Также, женщин сексуально стимулируют визуальные материалы в стиле жесткого порно.

Наше исследование показало, что наибольшей популярностью пользуются доступные бесплатные вебсайты. Второе место поделили между собой снятые лесбиянками порнофильмы на ДВД в стиле хардкор, а также не-лесбийская эротическая литература. Что касается жесткого порно, то предпочтение отдавалось скорее «настоящему» лесбийскому кино, чем гетеросексуальной, поддельной лесбийской или гей-порнографии. А вот для эротической литературы и софткора всё было наоборот. Почему так получается?

«Лесбийская эротика, написанная для гетеросексуальных мужчин, грязнее, и это делает ее более возбуждающей» - говорит одна из респонденток. Зрительнице хочется видеть реалистичную лесбийскую порнографию – когда женщинам нравится то, что они делают – но найти такое непросто. «Не люблю смотреть порно, где девушке явно не нравится то, что она делает», - говорит другая респондентка. Ваши фантазии – вуайеризм, эксгибиционизм, БДСМ, перемена пола и т.п. – не всегда отражены в порнографии, которую вы смотрите. «Даже в садо-мазо актеры так трогательно заботятся друг о друге, что это обламывает весь кайф».
Любительницы печатной «клубнички» всегда могут ее найти: лесбийская эротика для гетеросексуальных мужчин, женщин, или даже для лесбиянок встречается во множестве. Но вот с аутентичными, откровенными лесбийскими фильмами дела обстоят не так хорошо; вы можете обнаружить, что выбор ваш весьма ограничен.

Лесбиянки хотят реалистичного лесбийского порно!

Лучшая лесбийская эротикаМагазины «ДИВА Директ» и «Либертас Онлайн» продают софткор-версии британских лесбийских фильмов категории R18. Спрос на R18 (жесткое порно по британской классификации) высок, но продаются они только в специализированных секс-шопах, куда допускаются только лица, достигшие 18 лет. Также их можно купить в магазинах Prowler. Мягкое порно, например, популярный фильм Labia: Warrior Princess, обычно предназначено для мужчин; в таких фильмах играют гетеросексуальные актрисы.

По сравнению с Британией, американская индустрия фильмов для лесбиянок шагнула прямо-таки на парсеки вперед. Британская индустрия реагирует медленно. Здесь вы скорее можете достать откровенную литературу: книги с романтическими названиями раскупаются как горячие пирожки. Но даже в Америке, по сравнению с настоящим гетеросексуальным или гей-порно, настоящая лесбийская порнография – лишь капля в море. Мы хотим этого, так почему же мы не получаем желаемого?

Продавцы, например Кай Хойл (Ky Hoyle) из «Шшш!» (Shh!), одного из немногочисленных британских секс-шопов, предназначенных для женщин, защищают работу британских порностудий, но говорят, что только малая часть из них работает специально для лесбийской аудитории. «Мне на самом деле хотелось бы, чтобы появилось больше студий, снимающих порнофильмы для женщин, - говорит она. – Анна Спан (Anna Span) – это прекрасный пример женщины, создающей порнографию для женщин; мы продаем все ее ДВД. Ее фильмы откровенны, но там показаны не только мужчины, которые трудятся без устали. Эти фильмы смотрят даже лесбиянки, причем не без удовольствия».

Беглый взгляд на историю порнографии показывает, что на пути становления откровенных фильмов о лесбиянках было несколько вех. Эротическое искусство и литература всегда были где-то рядом, равно как и гетеросексуальные мужчины, которых возбуждает лесбийский секс, но художественная литература и поэзия лесбиянок о лесбиянках встречались гораздо реже. Появление кинематографа повлекло за собой создание порнофильмов для борделей. Они включали в себя сцены лесбийского секса, и даже секса между двумя мужчинами – небывалая для гетеросексуального порно вещь. В 1950-х возник новый жанр: лесбийские бульварные романы. Эти аляповатые и неизбывно-трагичные поделки создавались в основном мужчинами, но лесбиянки их тоже охотно почитывали. В 1960-х откровенная клубничка мимикрировала под научные «случаи из практики», чтобы избежать цензуры.

Если верить д-ру Инго Шивеку (Ingo Schiweck), немецкому историку-фильмографу, прорыв в изображении лесбиянок – мужчинами и для мужчин – произошел в 1960-х. «Не-порнографические «фильмы с гениталиями» (beaver movies) эволюционировали в «фильмы с разверстыми гениталиями» (split beaver movies), а затем и в «фильмы с гениталиями в действии» (action beavers), где речь шла о насилии и соблазняющих друг друга женщинах». Снимавшиеся в основном в галереях и частных гостиных, эти короткометражки с чисто женским составом (если не считать операторов у камеры) в конце десятилетия превратились в хардкор.

Обложка журнала On Our Back с Кейт КлинтонВ 1984г. в Америке появился первый эротический журнал для женщин, On Our Backs, который здравствует и поныне. Видео вдохнуло новую жизнь в порноиндустрию, а Интернет затем привел ее в каждый дом. Однако, открытое потребление порнографии было поставлено под угрозу. Радикальные феминистки 70-х объявили порнографии войну. Они утверждали, что порнография приводит к деградации женщин и к росту насилия против них. По мнению феминисток, женщины, снимавшиеся в порнофильмах, либо подвергались физическому принуждению, либо же их психология была так повреждена патриархальным миром, что они оказывались не в состоянии дать свое «информированное» или «истинное» согласие на съемку. Когда позднее такие феминистки, настроенные против порнографии, объединились с правыми консерваторами, последствия не заставили себя долго ждать.

В своей работе «Порог удовольствия: Лесбийское порно на кинопленке» (The Pleasure Threshold: Looking at Lesbian Pornography on Film), Черри Смит (Cherry Smyth) заявила, что на смену старым табу просто пришли новые: любовь к сексу с пенетрацией или к порнографии приравнивалась к сотрудничеству с врагом. Теперь не мужчины, а женщины указывали женщинам, что им следует делать. В своем стремлении защитить женщин от насилия и эксплуатации, вместе с водой выплеснули ребенка. Теперь женщины начали бояться выражать свою собственную сексуальность и признать, что они нуждаются в возбуждении. Теперь гонителями сексуальности стали феминистки, отрицающие порнографию; это повлияло на потребление порнографии лесбиянками и, вне сомнения, укрепило миф о том, что лесбиянки не являются целевой аудиторией лесбийского порно.

И все же, в порноиндустрии были заняты и некоторые лесбиянки. Энни Спринкл (Annie Sprinkle), положительно относящаяся к сексу феминистка и деятельница в области просвещения, говорит, что она пришла в порноиндустрию в 1973г., потому что та завораживала ее, и она хотела иметь секс со множеством людей, совмещая занятия сексом и творчество. Она до настоящего времени занимается созданием альтернативного порно, раздвигающего границы привычного, где показывают, насколько красивой может быть женщина в 50, и учат достигать поразительных оргазмов.

Обложка книги Письма из военной зоны Андреа ДворкинДля Спринкл порнография является отражением общества. В начале 70-х она была унизительной для женщин и концентрировалась на том, как бы затащить женщину в постель. «Многие сцены были об изнасилованиях, – говорит она. – Секс тогда был другим, женщинам это не должно было нравиться». Она полагает, что активистки, выступавшие против порнографии – например, Андреа Дворкин (Andrea Dworkin) – высказали-таки несколько умных и правильных идей, но они заблуждались в своем стремлении выставить всех порноактрис эксплуатируемыми жертвами.

В ответ на выступления феминисток, выступающих против порнографии, прозвучали голоса «секс-положительных» феминисток. Тристан Таормино (Tristan Taormino), автор, колумнист, редактор и деятель в области сексуального просвещения, говорит, что она верит в свободу самовыражения и не приемлет цензуры в любой форме. Она встречала женщин, которые, не обладая знаниями о секс-индустрии или достаточным опытом, тем не менее делали такие утверждения, как «Ни одной женщине не нравится сниматься в порнофильмах».

Такая непреклонность кажется ей забавной: «Да, иногда от софитов жарко и позиция неудобная, но иногда ты кончаешь просто как сумасшедшая». Ее сердит негативное отношение феминисток к женщинам в порноиндустрии: «По-моему, такое отношение девальвирует женщину, которая встает, как Нина Хартли (Nina Hartley) [порнозвезда, открытая бисексуалка] и говорит: мне нравится то, что я делаю. Оно полностью дискредитирует ее, игнорируя ее мнение». Можно сказать и так, что феминистки, выступающие против порнографии, не уважают женщин, отказываясь прислушаться к их словам.

Тристан ТаорминоСекс-позитивное феминистское движение породило новую волну лесбийского порно; писатели, поэты, фотографы и режиссеры заставили мир услышать себя, сделав свою продукцию популярной. Лесбиянки скорее создают литературу, чем фильмы; вероятно, здесь играет немаловажную роль бюджет. Демократизация фильмопроизводства – относительно недавний феномен. Производство порнофильмов для лесбиянок, даже в США, находится пока в стадии становления, но все же новые имена в этой отрасли появляются каждую пару лет.
Когда Тристан Таормино начала в 90-х свою карьеру, она сконцентрировала усилия на издании литературы. Ниша была свободной: на рынке можно было отыскать лишь несколько антологий лесбийской эротики. «Я начала эротическую серию, когда решила: эти люди пишут на самом деле хорошие вещи, которые не публикуются просто потому, что это про секс».

Тристан хочет расширить границы того, что считается лесбийской эротикой. «Некоторые люди говорят, что лесбийская эротика – это когда две женщины занимаются любовью, а если там присутствует что-то еще, то это уже не лесбийская эротика, - говорит она. – Мне кажется, что две женщины, которые хотят заняться любовью и гоняются друг за другом, могут быть очень эротичными; да и ситуация, когда женщина, трахает свою подругу перед парнем, которого они сняли, тоже может считаться лесбийской эротикой. Я на самом деле хочу расширить эти категории».

Атака Таормино на кинопроизводство привела к появлению материалов, «сдвигающих точку сборки». Она сняла три образовательных/порнографических ДВД, которые весьма соответствуют спросу лесбиянок на аутентичность. «Часть из того, что я делаю – это ответ на то, что я не люблю в порно: отсутствие удовольствия для женщины, отсутствие оргазма». В ее фильмах фейку нет места.
Если киноиндустрия США находится на ранней стадии развития, то в Британии – и вовсе на стадии зародыша. Однако же, и британское порно постепенно завоевывает экран.
«Да, иногда от софитов жарко и позиция неудобная, но иногда ты кончаешь просто как сумасшедшая»

Тик-такЭнжди Даулинг (Angie Dowling) была режиссером и продюсером популярного фильма «Мадам и Ева» (Madam & Eve), бестселлера «Либертас», который недавно завоевал второе место на конкурсе фильмов ICA – «Тик-Так и Тук-Тук» (Tick Tock and Knock Knock). Сейчас у нее в разработке находятся два новых фильма: политическая сатира Everybody Run, the Lesbian’s Got a Gun, и научно-фантастическое кино Lesbians Are From Venus and They Visit Uranus Too.

Она считает, что американские кинопроизводители не хотят связываться с порнографией, а те, кто не против этого, не обладают достаточным опытом. Порнография похожа на любой другой фильм: «Вы должны уметь скомпоновать идею, сделать кастинг, составить команду, определить бюджет и корректировать его». И это только начало. Америка же, напротив, относится к своим порнографам бережно. «Они могут сделать короткий фильм, и он увидит свет в составе сборника». Они получают освещение в обычной прессе, чего в Британии почти не бывает.

Американские порноактрисы гордятся своим занятием, но их британские коллеги более застенчивы: у Даулинг женщины отказывались раздеваться перед камерой. Также, британский рынок сдерживает Положение R18: за порнофильмами приходится ходить в секс-шоп. «Секс-шопы все еще считаются мужской территорией. По-моему, многим женщинам неловко туда заходить». Легкая доступность в сети могла бы означать, что больше лесбиянок готовы покупать порно.

Вероятно, растущий рынок секс-игрушек и появление секс-шопов для женщин говорят о переменах. Баланс сил меняется, и женщины чувствуют себя более свободными в выражении своей сексуальности, чем раньше. «Женщины не извиняются за свою сексуальность и желания, – говорит Таормино. – Об этом говорит подъем магазинов секс-игрушек для женщин и рост объема продаж порнографии женщинам и парам. В институтских дискуссиях в США она все еще усматривает поляризацию между феминистками, настроенными за и против порно; однако же, теперь наряду с женщинами, которые называют порно «проституцией перед камерой», а создателей таких фильмов – «сутенерами», существуют и те, кто готов признаться, что чего-то не знает.

«Сперва в колледж приглашали или меня, или [активисток, выступающих против порнографии] Катрин МакКиннон (Catherine McKinnon) и Андреа Дворкин (Andrea Dworkin)», - говорит Спринкл. Теперь, в академии и за ее пределами, существует диалог двух противоборствующих лагерей. Аведон Кэрол (Avedon Carol) из организации «Феминистки против цензуры» видит это и в Британии: «Десять лет назад, если нас куда-то приглашали, другая сторона прийти отказывалась». Когда мы разговаривали, она направлялась на встречу, где она должна была разделить трибуну с феминистками, выступающими против порнографии, и это была третья такая встреча за три месяца.

Тристиан ТаорминоПотребители порно также начинают выходить из тени. В США студенты без стеснения признаются, что смотрят порно. «Десять лет назад, руку поднимали только три или четыре человека, – говорит Спринкл. – Теперь таких двести». Увлечения «клубничкой» не отрицают и лесбиянки, но индустрия все еще находится под гнетом убогого, эксплуататорского имиджа.

«Хотя мы тратим миллиарды долларов на покупку порноматериалов, особенно в Америке, нам не хотелось бы, чтобы наши дочери, сестры или матери становились порнозвездами», - говорит Таормино.

Эта тенденция может измениться, т.к. производимая порнография становится все разнообразнее. Теперь существует настоящее лесбийское порно, альтернативное и игровое порно. Режиссеры, например, Шайн Луиза Хьюстон (Shine Louise Houston) и Энджи Даулинг, поставляют качественную продукцию, где на экране мы видим настоящее удовольствие. Также есть такие люди, как Таормино и Спринкл, которые занимаются сексуальным образованием и различными кампаниями. Может быть, сейчас, когда мы встали по обе стороны камеры, снизится вероятность того, что лесбиянки, работающие в порноиндустрии, станут объектами эксплуатации.

Как показывает исследование журнала «Сексуальная терапия и терапия отношений» (Sexual and Relationship Therapy), рынок расширился и стал более текучим. Фильмы Энджи Даулинг нравятся и гетеросексуальным женщинам. У Хьюстон есть и зрители-мужчины, но она не возражает. «Мы даем им фильмы, которые отличаются от других. Эти фильмы предназначены для гомосексуалов, но это не императив. Я это признаю, но не стараюсь угодить натуралам», – говорит она.

Лесбийская эротикаЭта кинореволюция в основном происходит в США. Здесь, в Британии, развитие рынка лесбийского порно сильно сдерживается репрессивным законодательством. Сью Кларк (Sue Clark), директор по связям с общественностью Британского Совета по классификации кинофильмов (British Board of Film Classification), говорит, что ограничения на продажу материалов категории R18 через Интернет сняты не будут, что подтверждает и недавнее решение Верховного суда по текущему законодательству. Даулинг мечтает увидеть рост британской индустрии. «Нам необходимы новые лесбиянки-порнорежиссеры, которые смогут выдать коммерчески успешную продукцию», - с энтузиазмом говорит она. Она хочет, чтобы любительницы выбрались из спален и пришли в коммерческое порно.

Возможно, этот призыв услышат читательницы журнала «ДИВА», ответившие на вопросы нашей онлайн-анкеты. Нет, Николя, кем бы Вы ни были, вы не одиноки в своей любви к порно. Может быть, Вам стоит взять камеру и поделиться этой горячей любовью со всеми нами.

 

Перевод и адаптация текста Ольга Колыханова
Перепечатка и использование статьи ЗАПРЕЩЕНО
Только с разрешения администрации Лестницы

Оставить комментарий

ЛГБТ кинематограф: история, события, люди
Проект Творческого центра Лестница
Вэб-дизайн ©Валери и Кир 2009