История Квир кино: Документальные фильмы

Документальные квир фильмы создавались для того, чтобы преодолеть все извращенные и вводящие в заблуждение стереотипы о данном сообществе. Наличие достаточно недорогого, несерьезного, однако, профессионального видеооборудования поспособствовало тому, что документальные квир фильмы встали в один ряд с традиционными полнометражными фильмами.

Количество фильмов, представленных на фестивале документальных фильмов в США, значительно выросло за последние 10 лет. Все разнообразие подобных фильмов можно увидеть на ежегодном фестивале документальных квир фильмов в Англии, который был основан в 1998г.

Правдивое кино и рождение документальных Квир фильмов

До 1971 года, когда вышла премьера фильма Кена Робинсона (Ken Robinson) «Некоторые из наших лучших друзей - Some of Our Best Friends», о документальных Квир фильмах никто ничего не знал. Робинсон, студент Университета Южной Калифорнии, нашел людей, которые были готовы высказаться и в большинстве случаев они были согласны, что их снимут на камеру (пусть даже иногда и в тени).

В числе этих людей были противники нетрадиционной орентации, психиатры, сотрудники полиции нравов и представители Нью-Йоркской группы гомофобов. Однако, лишь в 1977 году документальные Квир фильмы привлекли к себе внимание общественности и вызвали жаркие дискуссии. Это произошло после того как на экран вышли фильм Артура Брессана (Arthur Bressan, также снявшего впоследствии более известный фильм Жестокость - Abuse) ”Геи США - Gay U.S.A.” и фильм Питера Адэра (Peter Adair) ”Слово извне: истории нескольких жизней - Word is Out : Stories of Some of Our Lives“. Оба фильма являются великолепными примерами “правдивого кино - direct cinema“. Термин, который используют режиссеры документальных фильмов с 60х годов для обозначения своих творений в различных интервью.

Фильм “Геи США” создавали 6 человек в течении 3 лет. Режиссеры выбрали 26 человек из 200 претендентов по всей Америке. Одна стационарная камера установлена перед опрашиваемыми героями, которые в течении фильма не меняют своих мест. Фильм рассказывает о процессе самопознания, о дискриминации, о жизни в гомофобном обществе и о том, как же жить открытой жизнью. Это поразительный документ о самосознании людей нетрадиционной ориентации.

Фильм “Слово извне” нес глубокий смысл о борьбе за гражданские права. Кинокомпания Mariposa показала этот фильм в 6 крупных городах, чтобы поднять гей общественность на марши, которые проходили целый уикенд. Это первый документальный Квир фильм, который на самом деле рассматривается как часть Квир общества. Этот фильм на порядок выше фильма “Геи США” благодаря большему количеству людей, участвующих в нем, и уровню вопросов, которые были поставлены в этом фильме.

В 90х годах такие документальные фильмы как “Ориентация разделяет - The Pride Divide” Карен Кисс (Karen Kiss)  и Пэриса Пуари (Paris Poirier) и “Золотые нити - Golden Threads” Люси Винер (Lucy Winer) и Карена Итона (Karen Eaton’s ) также рассказывают о самопознании геев и лесбиянок, однако с более сложной точки зрения и с более драматичным сюжетом.

Фильм “Ориентация разделяет - The Pride Divide” сравнивает и противопоставляет идеи и конфликты геев и лесбиянок в их движении за гражданские права.  Лесбиянки в “Золотые нити - Golden Threads” прославляют свою общность (одинаковость в одиночестве), так как фильм раскрывает трудности, с которыми они определяли свою идентичность в 40-х и 50-х годах.

Создание и распространение документальных квир фильмов.     

Большинство документальных Квир фильм создаются частными кинокомпаниями. В 70-80х гг многие режиссеры документальных фильмов ставили перед собой сложные задачи, тратили много времени, чтобы создать собственные документальные фильмы. Режиссеры документальных Квир фильмов начали добиваться признания, однако финансирование фильмов осуществляли некоммерческие организации.

Telecommunications Act (Закон о телекоммуникациях) в 1988 году обязал Конгресс выделить средства  для PBS (Гос. служба радиовещания) ”на программы, которые включают в себя возможный творческий риск и которые создаются для нужд определенной аудитории”. С помощью этих денег PBS организовала компанию по Обслуживанию Независимого телевидения, которая спонсировала полностью или частично такие документальные фильмы как: 1. Фильм Арутар Донга (Arthur Dong) “Выход из подполья под огнём - Coming Out under Fire” (1995),
2. Фильм Мимы Спадолы (Meema Spadola) ”Наш дом: Очень правдивая документалка о детях в семьях геев и лесбиянок - Our House: A Very Real Documentary about Kids of Gay and Lesbian Families” (1999),
3. Фильм Дебры Часнофф (Debra Chasnoff) “Это элементарно: Разговор о гей проблемах в школе -  It’s Elementary: Talking About Gay Issues in School” (1996),
4. “Ориентация разделяет - The Pride Divide” (1997),
5. Фильм Тома Шепарда (Tom Shepard) “Честь бойскаута -  Scout’s Honor” (2000),
6. “Золотые нити - Golden Threads” (1999),
7. Фильм Эрика Слэйда (”Eric Slade) “Надежда вдоль ветра: Жизнь Гарри Хэя - Hope Along the Wind: The Life of Harry Hay” (2001),
и 2 фильма по 4 части каждый -
8. “Положительный: Жизнь с ВИЧ - Positive: Life with HIV” (1995) и
9. “Вопрос равенства: Гей и Лесби борьба со времен Стоунвольских бунтов - The Question of Equality: Gay and Lesbian Struggle Since Stonewall” (1995).

Фильмы, финансируемые ITS обычно показывают сначала на кинофестивалях, иногда их показывают и по национальному ТВ. Несмотря на то, что инвестиции ITS очень способствуют производству документальных квир фильмов, компания налагает некоторые ограничения. К примеру, большинство фильмов, спонсируемых ITS, не должны быть длиннее 60 минут.  Однако, это не останавливает режиссеров, которые рады тому, что их фильмы будут показаны на фестивалях, и тому, что они охватят большую и более разнообразную аудиторию, хотя, это в некоторой степени влияет на форму их работы.

В Канаде “The National Film Board” (NBF - Национальная служба радиовещания) финансировала такие важные работы как фильм Девида Адкина (David Adkin) “Извне: Истории лесби и гей молодежи - Out: Stories of Lesbian and Gay Youth” (1994) и фильм Аэрлин Вейссман (Aerlyn Weissman) и Линн Ферни (Lynne Fernie) ”Запрещенная любовь: бессовестные истории из жизни лесбиянок - Forbidden Love: The Unashamed Stories of Lesbian Lives” (1992). Но в  отличии от PBS, они не устанавливали 60-тиминутные рамки для фльмов.  На NBF были нападки политиков, которые обвиняли их в создании странных фильмов, разрушающих понятия о традиционной семье, но даже это не сломило NBF и они не отступили от финансирования и поддержки документального Квир кино.

PBS же оказались более восприимчивы к нападкам политиков. Они часто отказывались показывать документальные Квир фильмы, а иногда, отдельные каналы, отказывались показывать даже те фильмы, которые одобрила Национальная служба радиовещания (NBF). Например, руководство PBS отказались показать фильм Кели Андерсен (Kelly Anderson) и Тами Голд (Tami Gold) “На работе - Out at Work” (1997) - док. фильм о дискриминации рабочих, якобы потому, что за этот фильм заплатили профсоюзы, несмотря на то, что многие каналы PBS получали деньги от разных корпораций.  Многие станции PBS также отказались показать фильм Марлона Ригса (Marlon Riggs) “Развязанные Языки - Tongues Untied” о гомосексуальности в чернокожем сообществе.

Историко-документальные фильмы.

Один из наиболее крупных жанров документального кино – это историко-документальные фильмы. Этот жанр позволил режиссерам Квир фильмов взять под свой контроль историю и представлять ее так, как они сами ее видели. Такие фильмы как  “Перед Стоунвольскими бунтами: Становление гей-лесбийского сообщества - Before Stonewall: The Making of a Gay and Lesbian Community” (1986), снятый Гретой Шиллер (Greta Schiller) и Робертом Розенбергом (Robert Rosenberg)  и фильм ”После Стоунвольских бунтов - After Stonewall” (1999) авторы которого Джон Скаглиотти (John Scagliotti), Джанет Баус (Janet Baus) и Дан Хант (Dan Hunt)  ярко и жизненно показывают силу Квир сообщества. Эти фильмы позволяют людям нетрадиционной ориентации вернуться к прошлому и заново оценить свое отношение к прошедшим событиям.

Исторические документальные фильмы (т.н. исторические компиляции) являются подборкой кинохроники из многочисленных источников, иногда именуемой архивным материалом.

Кинохроника - это кадры, заснятые на пленку, или видео для собственной цели, не связанные с документальным проектом. Материалы для историко-документальных фильмов можно найти у частных лиц, в архивах местного или национального телевидения, частных или публичных организациях, в медицинских исследовательских институтах, ЛГБТ центрах и в архивах учебных фильмов. Уникальность историко-документальных смонтированных фильмов состоит в том, что режиссеры выбирают и собирают воедино отрывки пленок из совершенно различных источников, чтобы создать определенную картину прошлого.

Большинство документальных смонтированных фильмов основываются на различных свидетельствах о событиях прошлого. И эти свидетельства помогают установить диалог с прошлым.
Когда режиссеры Роб Эпштейн (Rob Epstein)  и Джефри Фридман (Jeffrey Friedman) во время работы над фильмом “Параграф 175” (Paragraph 175, 2000 г.), который исследовал гомосексуальность/вопросы гомосексуализма в гитлеровской Германии, нашли очевидцев событий, то после их рассказов кадры реальной кинохроники, как неизвестные, так и знакомые, приобрели новый смысл.

Содержание документальных смонтированных фильмов меняется, включая обширные исторические хроники, биографии, описание каких-то конкретных исторических событий, описание мест, близких к квир сообществу. Фильм Пэриса Пурье (Paris Poirier) “Последний звонок в лесбийскую организацию Мод - Last Call at Maud’s”  (1993) и фильм Питера Л. Штейна (Peter L. Stein)  “Район Кастро - The Castro” (1997) (прим. Валери: и лесби-организация Мод и гей-район Кастро находятся в Сан-Франциско) были неизвестны довольно долгое время, однако, они отделяют мир от перспективы определенных людей и мест, и те люди, которые жили в этом обществе, рассказывают более личные истории. Историко-документальные Квир фильмы находят очень разнообразные пути для того, чтобы рассказать свою историю.

В фильме Джеффа Дюпре (Jeff Dupre) “Из прошлого - Out of the Past” (1998) семнадцатилетний студент организовав Гей-Гетеро Союз (Gay-Straight Alliance),  начинает изучение истории Квир сообществ. Однако жестокое давление мешало студенту углубится в изучение истории. В этом фильме описываются события, которые провоцирует студент, раскапывающий знания прошлого.

Документальные биографические фильмы

В 1984 году фильм Роберта Эпштейна (Robert Epstein) и Ричарда Шмичена (Richard Schmiechen)  Времена Харви Милка - The Times of Harvey Milk выиграл главный приз Академии Award как «Лучший полнометражный документальный фильм». Этот факт доказывает, что кинематографическое общество стало лучше понимать и принимать фильмы, рассказывающие о квир жизни.

Выдающиеся режиссеры документальных фильмов также установили очень высокий стандарт для историко-биографических документальных фильмов. Фильм Времена Харви Милка - The Times of Harvey Milk рассказывает о жизни Милка, о его трагической смерти и о событиях, которые последовали затем. Фильм поражает больше всего тем, что в нем использованы свидетельства 5 очевидцев, из разных слоев общества, которые рассказывают о том, что Харви Милк был настоящим гей-лидером в Сан-Франциско.

Документальные биографико-исторические фильмы различаются по своей структуре и по количеству использованного материала, однако, все они создаются для того, чтобы показать насколько важна роль личности в истории.

Еще одна биографическая компиляция включает в себя фильмы: «Наши умы: История жизни Доктора Эвелин Хукер - Our Minds: The Story of Dr. Evelyn Hooker» (1992) Ричарда Шмичена (Richard Schmiechen), «Жизнь и времена Аллена Гинсбера - The Life and Times of Allen Ginsberg» (1993) Джерри Аронсона (Jerry Aronson), «Пол Монетт: Конец лета - Paul Monette: The Brink of Summer’s End» (1994) Монте Брамера (Monte Bramer), «Унылый перечень для выживания: Жизнь Одри Лорд - A Litany for Survival: The Life of Audre Lorde» (1996) Ада Гей Гриффина и Майкла Паркерсона (Ada Gay Griffin and Michelle Parkerson), и фильм «История Тины Брендон - The Brandon Teena Story» (1997 - художественный аналог этого фильма Парни не плачут) Сьюзан Муска и Греты Олафсдоттир (Susan Muska and Greta Olafsdottir).

Фильм Слэйда Хоупа (Slade Hope) “Надежда вдоль ветра: Жизнь Гарри Хэя - Along the Wind: The Life of Harry Hay” (2001) создан благодаря документальным материалам из разнообразных источников.

Анализ кинематографических образов 

Режиссеры документальных квир фильмов детально исследовали вымышленных кинематографических персонажей основных британских и американских фильмов, режиссеры которых заявляли, что описывают жизнь и поведение гомосексуалов. Исследование показало, что большинство фильмов показывает жизнь и природу гомосексуалов с негативной стороны.

Самый известный из подобных документальных фильмов это «Целлулоидный шкаф» (1995) Роберта Эпштейна (Robert Epstein)  и Джеффри Фридмана (Jeffrey Friedman), который основан на одноименной книге Вито Руссо (Vito Russo).
Этот фильм - исторический краткий обзор негативного отношения Голливуда к гомосексуальности и гомосексуалам в частности.
Андреа Вейс (Andrea Weiss ) использует тот же самый метод анализа основных британских фильмов в «Немного Скарлет - A Bit of Scarlet» (1996).  В фильме «Только сухие поцелуи - Dry Kisses Only» (1990) режиссеры Джейн Коттис (Jane Cottis)  и Каучила Брук (Kaucyila Brooke)  добавили юмористические моменты, высмеивая голливудские стандарты, переделывая сцены и добавляя лесбийский контекст.

Режиссер Дженни Олсон (Jenni Olson) в своем фильме «Гомо объявление - Homo Promo» (1991) исследовала ситуацию в период между 1956 и 1976 годами, когда Голливуд очень успешно продавал Квир фильмы. Монтируя вместе ролики-анонсы фильмов и рекламные материалы, в которых есть намек на гомосексуальность или на нетрадиционный секс, режиссер показала, что Голливуд изображает гомосексуалов как людей, которые ненавидят сами себя, людей с нарушениями психики и, соответственно, опасных.

Сторонники документальных фильмов также анализировали основные фильмы жанра фантастика, чтобы лучше показать зрителям Квир культуру и Квир поведение, объяснить характеры гомосексуалистов. Многие лесбиянки и геи оценили подобные работы. Впервые подобный прием был использован Марком Раппапортом (Mark Rappaport) в кино «Домашнее видео Рока Хадсона - Rock Hudson’s Home Movies» (1994) и в фильме «Серебрянный экран: раскрась меня в бледно-лиловый - The Silver Screen: Color Me Lavender» (1997).

В первом фильме Раппапорт тщательно отбирает слова, фразы, сочетает их с действиями Хадсона и, таким образом, угадывается, что некоторые персонажи Хадсона – гомосексуалисты и что сам Хадсон ведет двойную жизнь. Значительная часть фильма «Серебряный экран» доказывает гомосексуальность отношений Уолтера Бреннена (Walter Brennan) с Джоном Уейном (John Wayne) и Гари Купером (Gary Cooper).

Документальные фильмы про СПИД

Режиссеры документальных фильмов играли большую роль в создании фильмов про ВИЧ и СПИД. Они снимали лица и тела людей больных СПИДом, которые рассказывали о своей жизни. Среди подобных фильмов можно отметить следующие: «Абсолютный позитив - Absolutely Positive» Питера Адэра (Peter Adair) (1991); «Живое доказательство: ВИЧ - Living Proof: HIV» и «Погоня за счастьем - The Pursuit of Happiness» (1993) Кермита Коула (Kermit Cole); а также фильм Марины Альвазер (Marina Alvarez) «(Не)видимые женщины - (In)visible Women» (1991).

В этих фильмах использовалась техника правдивого кино, где герои рассказывали о себе практически без вмешательства интервьюера. В фильме Джуана Ботаса (Juan Botas) и Лукаса Платта (Lucas Platt) “Одна нога на банановой кожуре, другая нога в могиле - One Foot on a Banana Peel, the Other Foot in the Grave” (1993) группа мужчин в кабинете внутривенных иньекций рассказывают о том, как они выживают.

Режиссеры документальных фильмов про СПИД представляют различные мнения разных людей, рассказывающих о симптомах СПИДа, о лечении, о том, как они борятся с болезнью и с гомофобным обществом.

Существует еще один тип документальных фильмов про СПИД – фильмы-хроники, которые рассказывают о судьбе какого-то одного человека. Самый известный из подобных фильмов это фильм Роберта Эпштейна (Robert Epstein) и Джеффри Фридмэна (Jeffrey Friedman) «Всеобщая угроза: рассказы из-под одеяла - Common Threads: Stories from the Quilt» (1990)

В фильмах «Жизнь и смерть по списку А - Life and Death on the A-List» (1996) Джея Коркорана (Jay Corcoran) и «Жизнь под прицелом: Взгляд отсюда - Silverlake Life: The View From Here» (1993) Тома Джослина (Tom Joslin) и Питера Фридмэна (Peter Friedman) ярко показано, как ВИЧ разрушает тело человека. В «Silverlake Life»  Том Джослин и Марк Масси (Mark Massi) – оба ВИЧ-положительны – носят камеру повсюду с собой, стойко снимая все свои действия и то, как СПИД разрушает их тела. Фильм «Жизнь под прицелом» очень тяжелый. В нем показаны самые интимные моменты боли, страдания и смерти.

Жестокое выставление напоказ людей больных СПИДом заставило режиссера Дерека Джармена (Derek Jarman) снять совершенно другой фильм, который кардинально изменил представление людей о СПИДЕ. Это фильм «Голубой - Blue», вышедший в 1993г.  Потерявший зрение Джармен (Derek Jarman) в своем фильме делает упор на слуховое восприятие, в течение 75 мин демонстрируя голубой экран. Джармен был убежден, что картинка сбивает зрителя с толка, мешает ему понять на самом деле, что такое жизнь с диагнозом СПИД. Звуковые образы Джармена обвиняют гомофобное британское правительство и общество, увековечивают память друзей, которые умерли, а также рассказывают о его собственной судьбе – как он старался вернуть зрение. Но, в первую очередь, звуковые образы позволили воображению Джармена и зрителей выйти за пределы, налагаемые видеорядом. Вместе с Джарменом зритель теряет зрение, но не внутреннее восприятие.

Документальные фильмы - как основа для социальных и политических изменений.

Отдельные представители национальных или городских ЛГБТ организаций сталкиваются лицом к лицу с дискриминацией во всех слоях общества. Все в большей степени документальные фильмы проясняют тот факт, что борьба за равноправие ЛГБТ представителей необходима. Создатели документальных фильмов стараются контролировать, направлять рассуждения по поводу гражданских прав, а также стараются отвечать на все дебаты гетеросексуалов, спровоцированные гомофобными группами.

В конце 1992 года группа фундаменталистов правых взглядов сняла фильм «Распорядок дня гея - The Gay Agenda: The Report», где рассказывалось в общем о «неприятностях гомосексуальной жизни», которые могут отрицательно повлиять на город или штат, в котором установят равноправие ЛГБТ людей.

В 1993 году представители Южной Баптистской Конвенции сняли фильм «Особые права геев - Gay Rights-Special Rights: Inside the Homosexual Agenda». Оба фильма были показаны в штатах Орегон и Колорадо. В шт. Орегон жители вышли на митинг против антигомосексуального бюллетеня №9. А в Колорадо жители провели кампанию за поправку №2, которая запрещала дискриминацию на почве сексуальной ориентации.

В 1993 году в ответ на эти фильмы Дебора Форт (Deborah Fort) и Энн Скиннер Джонс (Ann Skinner Jones) сняли «Большое деление - The Great Divide». Хизер МакДональд (Heather McDonald ) ввел поправку к бюллетеню №9, частично, конечно, в ответ на фильм «Большое деление - The Gay Agenda», но также, чтобы показать всем тактику ненависти и насилия консервативных групп в Орегоне.

Режиссеры этих двух документальных фильмов стали активистами движения за ЛГБТ права. Споры между режиссерами документальных фильмов вновь вспыхнули в 1999 году после выхода в свет фильмов «Это элементарно: Разговор о гей проблемах в школе - It’s Elementary: Talking about Gay Issues in School» (1996) Дебры Чэсноф (Debra Chasnoff) и «Наш дом: Очень правдивая документалка о детях в семьях геев и лесбиянок - Our House: A Very Real Documentary about Kids of Gay and Lesbian Parents» (1999) Мимы Спадола (Meema Spadola). На этот раз данные проблемы обсуждались в школах и на радио. В ответ на публичное обсуждение фильма «Это элементарно» на PBS (Государственная служба радиовещания в США) Ассоциация Американской Семьи (AFA) сняла фильм «Страдания детей: ответ на распорядок дня геев в школах - Suffer the Children: Answering the Homosexual Agenda in Public Schools» (1999).

Режиссер этого фильма даже скопировал сцены из «Это элементарно», чтобы доказать, что детям внушались принципы гомосексуальности. AFA удалось договориться с некоторыми радиостанциями, чтобы они разрекламировали фильм, но Форт Скиннер и МакДональд добились того, чтобы их фильм показывали в школах. Вышедший на экраны в 2000 году фильм «Честь скаута  - Scout’s Honor» Тома Шепарда (Tom Shepard) рассказывает о том, как 13-тилетний скаут Стивен Козза (Steven Cozza) организовал общенациональную кампанию мальчиков-скаутов против дискриминации. Этот фильм показывает, что споры режиссеров документальных фильмов по поводу ЛГБТ прав еще не закончены.

Активистские организации и активизм

Несмотря на то, что слово «активизм» можно применить к деятельности многих активистских организаций, только определенный жанр фильмов описывает активистские организации. Фильм «Лесбиянки-мстители тоже едят огонь - The Lesbian Avengers Eat Fire Too» (1993) Дженет Баус (Janet Baus) и Су Фридрих (Su Friedrich) описывает первый год лесбийского движения. Фильм «Транссексуальная угроза - The Transexual Menace» (1996) Розы фон Праунхайм (Rosa von Praunheim) рассказывает об активизме одноименной организации. Об организациях против СПИДа рассказывают такие фильмы как «Голоса с фронта - Voices from the Front» (1991) Сандры Илгир (Sandra Elgear), фильм Робина Хата (Robyn Hutt) и Дэвида Мейерана (David Meieran) «Положительный - Positive» (1990) и фильм «Молчание=Смерть - Silence=Death» (1990) Розы фон Праунхайм (Rosa von Praunheim).

Документальный фильм Роберта Хилферти (Robert Hilferty) «Остановите церковь - Stop the Church» (1990) рассказывает об участниках демонстрации против Нью-Йоркского кардинала О’Коннора (O’Connor). Участники вошли в здание церкви Святого Патрика и легли на пол на проходе. Все это продолжалось до приезда полиции. Этот неоднозначный фильм о разрушительной силе активизма. Возможно, неудивительно, но PBS отказалась рекламировать или обсуждать этот фильм.

Документальные фильмы могут быть также орудием для индивидуального активизма, что доказывает фильм «Дорогая Джесси - Dear Jesse» (1997) Тима Киркмэна (Tim Kirkman). Этот фильм представляет из себя длинное письмо сенатору Джессе Хелмс (Jesse Helms) со вставками различных изображений, которые иллюстрируют его отвращение. Также в этом фильме он опрашивал людей на улице об их отношении к сенатору.

Лирика в автобиографичных документальных фильмах

Сэди Беннинг (Sadie Benning), Барбара Хаммер (Barbara Hammer) и Су Фридрих (Su Friedrich) - три наиболее успешных и популярных режиссера экспериментальных фильмов. Они добились того, что на лесбиянок стали смотреть совсем по-другому. Они создали образы, которые отражают их видение мира. Их работы расширили понятие «документальный фильм». Все трое женщин-режиссеров добивались того, чтобы к женщине-лесбиянке относились как к индивидуальной личности.

Большинство короткометражных документальных фильмов Сэди Беннинг (Sadie Benning) были сняты в ее собственной спальне и включают в себя ряд телевизионных кадров. В своих фильмах «Я и рубиновый фрукт - Me and Rubyfruit» (1989), «Джоли - Jollies» (1990) и «Женская сила - Girlpower» (1992) Беннинг стремится определить свою сексуальную идентичность в пределах отчаянно ненавидящего гомосексуалистов общества, которое создало слишком грубые и отрицательные образы женщин и лесбиянок.

Экспериментальные фильмы Барбары Хаммер (Barbara Hammer) «Женщина, которую я люблю - Women I Love» (1979), «Мультиоргазм - Multiple Orgasm» (1976), и «Двойная сила - Double Strength» (1976) во многом автобиографичны. Она использует абстрактные образы, чтобы определить свою сексуальность и чтобы разобраться в отношениях с другими женщинами.

В шестидесятиминутном фильме “Нежная Беллетристика - Tender Fictions” (1995) Хаммер излагает в общих чертах свою биографию, описывает события своей жизни. Также в этот фильм включены кадры из фильма “Ширли Темпл - Shirley Temple”, кадры из забастовки Американской федерации труда в Сан-Франциско, кадры из женского музыкального фестиваля в Сан-Диего, а также кадры с  международного марша против насилия над детьми и женщинами, проходящего каждый год в последнюю пятницу октября в Сан-Франциско. Фильм Су Фридрих (Su Friedrich) «Правила дороги - Rules of the Road» (1993) одновременно и непонятный и занимательный. Кадры с Фридрих, которая путешествует на машине, практически ничего не рассказывая, прослеживают развитие и ухудшение длительных отношений.  

Сторонник документальных методов как Кинорежиссёр.

Некоторые режиссеры Квир фильмов, работающие в документальном жанре, создали оригинальные и сложные работы, которые отличают их от других режиссеров документальных фильмов. Среди подобных режиссеров можно отметить Марлон Ригс (Marlon Riggs), Стюарт Маршалл (Stuart Marshall) и Артур Донг (Arthur Dong).

Главная мысль 6 фильмов Марлона Ригса – «Этнические понятия - Ethnic Notions» (1987), «Развязанные Языки - Tongues Untied» (1989), «Подтверждение - Affirmation» (1990), «Гимн - Anthem» (1990), «Регулирование цветных - Color Adjustments» (1992), «Без извинений - No Regrets» (1992), и «Черный… Не черный - Black is…Black Ain’t» (1994) – это проблема представления. В этих фильмах рассматривается то, как СМИ навязывает зрителям свое видение афроамериканцев.

4 фильма Стюарта Маршалла – «Яркие глаза - Bright Eyes» (1986), «Желание: Сексуальность в Германии - Desire: Sexuality in Germany 1910-1945» (1989), «Товарищи по оружию - Comrades in Arms» (1990), и «По нашим трупам - Over Our Dead Bodies» (1991) – уникальны, т.к. в них обсуждается очень широкий спектр проблем. Также эти фильмы замечательны тем, что режиссер постарался соединить совершенно различные видения мира и жизни в один фильм. Фильм Маршалла «Яркие глаза - Bright Eyes» был первым полнометражным документальным фильмом про СПИД.

Критики ценят Артура Донга за его пространные и проницательные исторические и культурные анализы и за глубину, которую он придал таким темам, как убийство геев (Лицензия на убийство - Licensed to Kill, 1997), жизнь геев и лесбиянок в армии во время Второй Мировой Войны (Выход из подполья под огнем - Coming Out Under Fire, 1994), права ЛГБТ людей (Вопрос равенства: Гнев 69 - The Question of Equality: Out Rage ‘69, 1995), а также травести шоу в китайских ночных клубах 30-40х гг. (Запрещенный город - Forbidden City, 1989).

Безграничный путь исследований

Режиссеры документальных фильмов продолжили исследования таких сложных и необсуждаемых тем, которые казались просто невероятными десять лет назад. К примеру, фильм Александра Шива (Alexandra Shiva), Сина МакДональда (Sean MacDonald) и Мишеля Гуковского (Michelle Gucovsky) ”Бомбейский евнух - Bombay Eunuch” (2001) - показана жизнь евнухов в Индии, трансвеститов и транссексуалов, т.е. людей, которых власти  и уважают, и боятся одновременно.

Фильм Кейт Дэвис (Kate Davis) ”Южный комфорт - Southern Comfort” рассказывает историю о Роберте Идсе (Robert Eads), FTM-транссексуале.  За 5 лет режиссер Сэнди Дубовски (Sandi DuBowski) завоевал доверие геев и лесбиянок еврейского происхождения. Он рассказал их историю в своем фильме «До Джи-Ди - Before G-D» (2001). Фильм представляет собой запутанный рассказ о страхе, о ненависти к себе, о попытках совместить доктрины церкви и сексуальную ориентацию.

Фильм Греты Шиллер (Greta Schiller) «Мужчина, который ездил с Манделой - The Man Who Drove With Mandela» (1999) описывает жизнь Сесила Уильямса (Cecil Williams), театрального режиссера, гея, члена активистской организации против расизма правительства в Южной Африки, который из-за стечения определенных обстоятельств оказался в машине Нельсона Манделы, когда тот вернулся в Африку.

Продолжая такую необычную, но вызывающую интерес тему, режиссеры документальных фильмов пересматривают историю и меняют отношение людей к Квир обществу.

Последние тенденции в документальных квир фильмах

Все документальные формы, отмеченные выше, использовались кинопроизводителями и приводили к современными обсуждениям затронутых фильмами тем. Разнообразие тем и дебатов, к которым привели съемки всех этих фильмов, является свидетельством разных интересов ЛГБТ сообщества и центрированности наших проблем в национальном диалоге о гражданских правах и равенстве.

Например, недавние биографико-документальные фильмы сосредоточились на широком диапазоне гей-проблем, исследуя жизни и известных, и относительно неизвестных людей. Исследование достижений и наследия людей облегчило понимание проблем даже в вопросах нетерпимости организованной религии к нетрадиционным живописцам и модельерам.

Среди подобных документальных фильмов можно отметить фильм «Легенда о Ли Бауэри - The Legend of Leigh Bowery» (2003) Чарльза Атласа (Charles Atlas); «Швейцарский Мятежник: Аннемари Шварценбах - A Swiss Rebel: Annemarie Schwarzenbach 1908-1942» Кароль Бонстейн (Carole Bonstein).  Последний был снят в 2000г., однако, признание получил только на недавнем кинофестивале.

Также можно отметить такие фильмы как «Правда или последствия Делмаса Хоуи - The Truth or Consequences of Delmas Howe» (2004) Мэтта Снеддона (Matt Sneddon’s) и «Тайны Гитлера: загадка его гомосексуальности - Hidden Führer: Debating the Enigma of Hitler’s Sexuality» (2004) Фэнтона Бейли (Fenton Bailey) и Рэнди Барбато (Randy Barbato). Два документальных биографических фильма «Брат аутсайдер: Жизнь Баярда Растина - Brother Outsider: The Life of Bayard Rustin» (2002) Нэнси Д. Кейтс (Nancy D. Kates) и Беннетт Синджер (Bennett Singer) и «Больше никаких секретов: Времена Дель Мартина и Филиса Лиона - No Secret Anymore: The Times of Del Martin and Phylis Lyon» (2003) Джоан Элизабет Бирен (Joan Elizabeth Biren) внесли свой вклад в Квир историю, осветив роль отдельных личностей во время переломных моментов в истории.

В основе фильма «Брат аутсайдер: Жизнь Баярда Растина - Brother Outsider: The Life of Bayard Rustin» (2002) лежат архивные пленки, прослеживающие движение за гражданские права в 60х гг., расизм и гомофобию в США. Растин, организатор марша в Вашингтоне в 1963г., жил с уверенностью, что его гомосексуальность может повредить движению. Когда гомофобия его сторонников и противников привлекла внимание общественности, Растин отошел от управления активистским движением, что не помешало ему стать автором многих документов по правам человека.

В фильме «Больше никаких секретов: Времена Дель Мартина и Филиса Лиона - No Secret Anymore: The Times of Del Martin and Phyllis Lyon» (2003) описывается 50 лет борьбы геев и лесбиянок за гражданские права. Режиссер Джоан Бирен (Joan Biren) начала снимать свой фильм в 1999г. И впервые этот фильм появился в 50-тилетнюю годовщину сотрудничества Дель Мартина (Del Martin) и Филис Лиона (Phylis Lyon), активистов движения за равноправие ЛГБТ людей.

В процессе документации их жизней Бирен составляла динамичную историю о борьбе лесбиянок за равноправие в США и о развитии ЛГБТ сообщества. Режиссеры документальных фильмов также внесли свой вклад в недавние общенациональные дебаты по темам, связанным с правами геев и лесбиянок. В своем фильме «Основные принципы - Fundamentals» (2002) Артур Донг (Arthur Dong) поднимает вопрос «Что случается, когда родители полагают, что их собственные дети представляют тот самый элемент, который ведет к разрушению человеческого рода».

Донг пытается понять реакцию религиозных семей на гомосексуальность их детей-подростков. С 2001 года более 25 режиссеров документальных фильмов рассматривали однополый брак с разных точек зрения. Фильм «Жениться - Tying the Knot» (2003) Джима де Сэва (Jim de Sève) изображает политические и социальные силы, которые выступают против однополых браков и против пар геев и лесбиянок в разных штатах с разными законами, отличающихся от общественного мнения.

В этом фильме показана вся сложность подобных проблем, упрощаемых некоторыми режиссерами. Фильм Абигейла Хонора (Abigail Honor) «Святые и грешники - Saints and Sinners» (2004) рассказывает о попытках гей пары обвенчаться в католической церкви.

Фильм канадского режиссера Алексиса Фосс Макинтош (Alexis Fosse Mackintosh) «Не позволяйте отодвигать вас - Let No One Put Asunder» (2004) изображает проблемы, с которыми столкнулись 3 однополые пары в процессе общенациональных споров, в которых член консервативной партии поддержал законопроект, запрещающий однополые браки.

Несколько недавних документальных фильмов про СПИД исследуют его глобальное влияние. К примеру фильм Рори Кеннеди (Rory Kennedy) «Пандемия: Столкновение перед СПИДом - Pandemic: Facing AIDS» (2003) – это хроника разрушений, вызванных СПИДом в таких странах как Уганда и Таиланд. Однако американское сообщество геев было шокировано фильмом Луизы Джогарт (Louise H. Jogarth) «Подарок - The Gift» (2003) о том, как некоторые ВИЧ-отрицательные люди хотели намеренно быть зараженными ВИЧ.

Джуди Вилдер (Judy Wilder) и Лаура Бартон (Laura Barton) в своем фильме “Дневники дилдо - The Dildo Diaries” (2003) изучают уголовный кодекс штата Техас (по которому обладание 6 и более фаллоимитаторами является тяжким преступлением) и то, как он влияет на секс-индустрию. Во время расследования они проводили интервью с законодателями, порнозвездами, владельцами секс-шопов и с другими. Режиссеры фильма решили, что необходимо бороться за законность фаллоимитаторов. Они также акцентируют внимание на опасности анти-гомосексуальных законов и на абсурдности деятельности техасских законодателей.

Среди других тем, поднимаемых режиссерами документальных фильмов с 2002 года стали: история женского музыкального движения - фильм «Радикальные гармонии - Radical Harmonies» Ди Мосбачера (Dee Mosbacher); гонения на геев и лесбиянок в развивающихся странах - «Опасное проживание: Выход из подполья в развивающихся странах - Dangerous Living: Coming Out in the Developing World» Дженет Баус (Janet Baus) и Дэна Ханта (Dan Hunt); влияние первой лесбийской панк-группы в фильме «Rise Above: The Tribe 8 Documentary» Трэйси Фланнинган (Tracy Flannigan); и проблемы и радости обычной жизни геев («Семьи фермеров: В поисках гей-жизни в сельской Америке - Farm Family: In Search of Gay Life in Rural America» Тома Мюррей (Tom Murray)

Участие режиссеров документальных фильмов в жизни Квир общества очень велико: они сохраняют нашу историю. Они реагируют на политические изменения и на изменения в общественном мнении с разных сторон Квир сообщества.

Литературная адаптация текста  и редактирование Валери
Перепечатка и использование статьи ЗАПРЕЩЕНО
Только с разрешения администрации Лестницы

Оставить комментарий

ЛГБТ кинематограф: история, события, люди
Проект Творческого центра Лестница
Вэб-дизайн ©Валери и Кир 2009